Для этого существуют конкретные практические рекомендации для каждого возрастного периода. Ими поделилась заведующая отделом «Краевой центр детского чтения» Пермской краевой детской библиотеки имени Л.И. Кузьмина Елена Герасимова:
Ступень первая. Еще до рождения малыша в доме надо создать книжную среду. Это книги, которые любят, ценят и читают взрослые. Мама должна знать потешки, поговорки, присказки, колыбельные, детские песенки, короткие сказки для пересказа. Все это она потом будет использовать в моменты ухода за малышом. А ребенок, который с рождения слышит художественное слово, затем гораздо легче воспринимает его в книгах.
Ступень вторая. Ребенок-«листатель». В один-два года книга для малыша еще игрушка. Он исследует ее, разглядывает, листает, пробует на прочность и на вкус. Поэтому надо покупать такие книги, которые можно спокойно дать в руки ребенку – нервущиеся, с прочными листами и обложкой, есть пластиковые издания, с которыми можно даже купаться! Так у ребенка формируются положительные эмоции от книги. Читать вслух в этом возрасте нужно понемногу, можно одни и те же произведения. Очень важно читать стихи! Классику – Агнию Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, или современных авторов – Анастасию Орлову, Галину Дядину, Наталью Волкову, Юлию Симбирскую. Обязательно обращайте внимание на иллюстрации – они не должны быть чересчур яркими, аляповатыми, с «кислотными» красками. В правильной иллюстрации нет лишних деталей и невыразительных фрагментов. Ее можно рассматривать долго, разговаривая с малышом. Четыре строчки потешки можно обсуждать целых пятнадцать минут.
Ступень третья. В три года начинаем формировать начитанность. Дети уже внимательно слушают, узнают героев в иллюстрациях. Очень легко запоминают стихи. Могут начинать пересказывать. В этом возрасте читаем много вслух, начинаем со сказок. Сначала – русские народные, а затем подключаем сказки разных народов. В этих текстах, даже самых простых – «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» – очень много смысла. И в три года уже можно начинать «разбирать» их вместе.
Ступень четвертая. Ребенок-сопереживатель. В четыре года ребенок учится сопереживать героям. Он может смеяться и плакать над прочитанным. Учится быть чутким, внимательным, сочувствующим. При этом родитель проговаривает все эмоции, которые ребенок получил от книги: «Тебе тревожно, страшно, жалко?» Читать можно короткие рассказы о животных, про детей. Идеальны рассказы Николая Носова в этот период. Кстати, многие писатели пишут, что именно в четыре года они сами научились читать. Специально заставлять учиться ни в коем случае не надо! Только если сам ребенок интересуется, смотрит буквы, учится читать вывески, тогда берите букварь Надежды Жуковой. Но если у ребенка нет такой потребности, то и не надо ускорять процесс.
Ступень пятая. В пять лет родитель формирует книжное поле ребенка. Теперь уже можно читать ему вслух большие и толстые книги – все части «Незнайки», серию книг Александра Волкова. Пятилетний слушатель вполне способен воспринимать изо дня в день постепенно развертывающееся повествование. Ни в коем случае не выкидывайте из текста описательные фрагменты! Сразу приучайте не только к сюжету, но и к полноценному тексту. Как ему потом «Войну и мир» читать? Выделите ежедневное время для чтения, создайте приятную атмосферу. Можно включить лампу с абажуром, забраться вдвоем под плед. Доставить радость чтением, эти «якоря» потом помогут ребенку в подростковом возрасте входить в состояние счастья, когда он берет в руки книгу. Можно ставить домашние спектакли подручными средствами, наряжаться в героев, рисовать их, создавать свои книжки.
Ступень шестая. 6-7-8 лет. Это возраст, в котором дети начинают учиться читать. И поначалу им это неимоверно трудно! Научить читать могут педагоги. Дальше должны помогать родители, для этого есть разные методы. Например, читать вместе, по очереди. Первое предложение читает ребенок, а дальше мама до конца абзаца. Потом ребенок следующие два предложения, и снова продолжает мама. Есть многократное чтение – ребенок читает один и тот же текст много раз. Начинаем с первого абзаца, завтра – повторяем этот же и прибавляем еще один. Такое повторение текста дает ощущение успеха у юного читателя. Есть прием «жужжащего чтения», когда одномоментно читают все вслух в семье – мама, папа, бабушка, ребенок. Ребенок перестает стесняться и наращивает технику чтения. Также для этого можно пропевать слова, или наоборот, читать отрывисто, кому как удобнее. Для выразительного чтения надо читать по ролям и диалоги. Но самое главное – это, конечно же, работать над пониманием текста. Прочитал ребенок отрывок, сразу же надо проговорить с ним, о чем это. Объяснить все незнакомые слова, найти их на картинках в интернете и показать, заинтересовать текстом. Есть прием пропущенного слова – закрываем закладкой следующее слово и спрашиваем: «Что там написано, как ты думаешь?» Тогда будет понятно, понимает ли он то, что читает.
При этом совсем не нужно бросать чтение вслух! Но надо делать все, чтобы появился у детей мотив узнать – «а что было дальше?». Останавливаем чтение на самом интересном месте, и вот уже ребенок сам читает немного вперед. Начинаем учить выделять главную мысль. При этом у вас с ним может быть разное мнение на этот счет. В этом возрасте вместе с мамой можно придумать и написать продолжение понравившейся книги – фанфик.
Ступень седьмая. 9-10 лет. Начинается время самостоятельного выбора чтения. Для младших подростков становится очень важным то, что читают друзья и ровесники. «Все читают «Гарри Поттера» – и я тоже!» Но все еще можно договориться с сыном или дочерью о том, что читать. Есть прием обмена: «я прочитаю твою книгу, а ты – ту, что рекомендую я». Только тут надо очень тонко чувствовать своего ребенка, чтобы не прогадать с рекомендацией книги.
Ступень восьмая. 11–13 лет. Французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал десять правил чтения. Они идеально подходят подросткам!
- Право не читать.
- Право перескакивать (читать только то, что интересно).
- Право не дочитывать.
- Право перечитывать.
- Право читать, что попало (комиксы, массовую литературу).
- Право на «боваризм» (когда человек не способен провести четкую грань между действительностью и фантазией).
- Право читать, где попало (можно лежа, можно на полу, за едой, в общественном транспорте).
- Право втыкаться с любого места (читать с того места, где открылось, читать совсем мало из отдельной книги).
- Право читать вслух (он хочет поделиться с вами прочитанным!).
- Право молчать о прочитанном.
Итоги. Существует несомненный «подростковый провал» по чтению примерно до 14-15 лет. Но, если до этого вы делали все верно, то есть большая надежда на то, что ваш сын или дочь вернутся к чтению. Это происходит примерно в 16 лет. В этом возрасте уже необходим взрослый собеседник для того, чтобы обсудить Наташу Ростову и Катерину из «Грозы». И пусть это будут дискуссионные формы общения, пусть на равных звучат голоса двух поколений, так только интереснее сталкивать мнения, видеть проблему с разных сторон. Ведь книга – это всегда повод поговорить!
Проект "Читающая пермь" реализуется на средства гранта ООГО "Российского фонда культуры" представленного в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".