27.06.2022 - Администратор
Была в моем детстве красная книжка большого формата Пермского книжного издательства с таким названием. Она была предназначена для тех, «кто читать еще не умеет, но очень любит хорошие стихи и сказки», так сообщал подзаголовок книги. Психологи давно уже выяснили и составили целый список веских причин для того, чтобы взрослые читали детям вслух. Это и расширение словарного запаса, и тренировка памяти, и развитие воображения и образного мышления, и расширение кругозора. Но при этом чтение вслух — всего лишь ступень (хотя и важная!) в формировании навыка самостоятельного чтения. Как правило, он появляется в шесть-семь лет.
Как воспринимают чтение вслух современные дети этого возраста? Какие книги им читают? Хотят ли они читать сами? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, я отправилась туда, где по программе предусмотрено чтение вслух детям каждый день – в МАДОУ «Детский сад «Гармония» в сборную подготовительную группу № 25 «Самоцветы».
«Подготовишек» я застала еще на улице. Пока общалась с воспитательницей Екатериной Валерьевной Зотиной, к нам все время подбегала девочка с длинными русыми косичками и сообщала: «А Вася кидается в нас мячом! А Вася толкнул меня! А Вася птиц на соседнем участке пугает!» На что Екатерина Валерьевна кидала грозный взгляд в сторону мелькающей в непрерывном движении красной Васиной футболки и выработанным привычным педагогическим гласом зычно призывала его к порядку.
После обеда ребята расселись полукругом на стульчиках, и Екатерина Валерьевна достала новое яркое издание — «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Льва Давыдычева. Оказалось, с книгой подготовишки уже знакомы, воспитательница недавно читала самую первую главу — там, где Иван прикидывался «зайкой-заикой» и мечтал о «пеньсии». Ребятам понравилось, и они требовали продолжения этой истории. На этот раз она решила прочитать отрывки про «буксир» Аделаиду и про то, как героически Иван сражался с собственной ленью.
Екатерина Валерьевна читала громко, с выражением, показывала картинки, комментировала текст и кратко беседовала о прочитанном. Сборная подготовительная группа реагировала неоднородно. Некоторые зевали в преддверии «тихого часа», порываясь снять сандалии и носки. Некоторые, подпирая щеки руками, блуждали взором, задумчиво останавливая его на потолке.
Но были и те, кто внимательно, не отрываясь, слушали, с искренней заинтересованностью во взгляде. Они смеялись, особенно в тех местах, где речь шла о «крокодиловой дочке», ее золотом зубе и большущем кулаке. Екатерина Валерьевна спрашивала у них, что значит быть буксиром для отстающего ученика, объясняла, почему Иван пишет чернилами, и как нелегко было научиться красиво и чисто писать перьевой ручкой. В конце занятия воспитательница помогла ребятам точно сформулировать, что же стало для Ивана действительно героическим поступком. После этого дети ушли на тихий час, а я спросила у Екатерины Валерьевны:
— Какие книги вы читали ребятам в подготовительной группе на протяжении учебного года?
— Мы прочитали всю серию книг о Незнайке, включая «Незнайку на Луне», «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, отрывки из книг про Муми-троллей, все книги о Карлсоне. Даже я их познакомила с произведением Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона», читала отрывки, не весь текст, но пересказала вкратце, что случилось с героем и чем все окончилось. Необычный был опыт чтения! А вообще литературу стараюсь подбирать в соответствии с темой, которую мы проходим. Если это звери и птицы, то, конечно, читаем Пришвина и Мамина-Сибиряка. Читаем по графику, каждый день, минут двадцать-тридцать перед сном, а если дождливый день, то дольше.
— Сколько самостоятельно читающих детей в подготовительной группе?
— Половина группы уже читает к началу учебного года, в шесть лет. К семи годам читают семьдесят-восемьдесят процентов ребят. Но мало уметь читать, надо полюбить этот процесс. А с этим тяжело. Пока мы им читаем вслух в садике, а родители — дома, то еще сохраняется интерес к чтению. Но как только они подрастают, и если родители перестают читать им, снимая с себя эту обязанность («он уже большой, школьник, может сам!»), то стремление читать пропадает вовсе. Я считаю, что если ребенок даже в двенадцать лет просит почитать ему — читайте! Ведь у многих современных детей есть проблемы речевого развития, у них язык тик-тока и соцсетей. Интернет вообще сейчас самый главный соперник чтения. Постоянно пишу родителям в вайбере в совместном чате: «Уважаемые родители, убирайте гаджеты от детей! Они влияют не только на речевое развитие, но и на психику. Ищите варианты поощрения чем-то другим».
В группе Екатерины Валерьевны тридцать девять человек по списку. Все они каждый день слушают чтение вслух в садике. К школе больше половины из них уже умеют читать, ведь сегодня это практически обязательное требование к будущим первоклассникам, но... Только пять человек читают дома сами, по желанию, или слушают чтение вслух родителей. Они делятся с воспитателем о прочитанном, обсуждают книги, героев. А один мальчик по имени Гриша недавно вызвал неподдельное изумление Екатерины Валерьевны тем, что рассказал о постоянном посещении библиотеки вместе с бабушкой. По словам педагога, это большая редкость сегодня, таких дошкольников единицы.
Пять человек искренне интересуются чтением, один — посетитель библиотеки! Это реальная статистика обычной подготовительной группы современного дошкольного учреждения. Педагоги-воспитатели добросовестно следуют образовательной программе, но что они могут сделать одни?
Основной груз ответственности за формирование юного читателя целиком и полностью лежит все же на родительских плечах. Ведь, как отметил в свое время выдающийся педагог и мыслитель Василий Сухомлинский: «Чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность».
Елена Колесниченко
Проект "Читающая Пермь" реализуется на средства гранта ООГО "Российского фонда культуры" представленного в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".
Как воспринимают чтение вслух современные дети этого возраста? Какие книги им читают? Хотят ли они читать сами? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, я отправилась туда, где по программе предусмотрено чтение вслух детям каждый день – в МАДОУ «Детский сад «Гармония» в сборную подготовительную группу № 25 «Самоцветы».
«Подготовишек» я застала еще на улице. Пока общалась с воспитательницей Екатериной Валерьевной Зотиной, к нам все время подбегала девочка с длинными русыми косичками и сообщала: «А Вася кидается в нас мячом! А Вася толкнул меня! А Вася птиц на соседнем участке пугает!» На что Екатерина Валерьевна кидала грозный взгляд в сторону мелькающей в непрерывном движении красной Васиной футболки и выработанным привычным педагогическим гласом зычно призывала его к порядку.
После обеда ребята расселись полукругом на стульчиках, и Екатерина Валерьевна достала новое яркое издание — «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Льва Давыдычева. Оказалось, с книгой подготовишки уже знакомы, воспитательница недавно читала самую первую главу — там, где Иван прикидывался «зайкой-заикой» и мечтал о «пеньсии». Ребятам понравилось, и они требовали продолжения этой истории. На этот раз она решила прочитать отрывки про «буксир» Аделаиду и про то, как героически Иван сражался с собственной ленью.
Екатерина Валерьевна читала громко, с выражением, показывала картинки, комментировала текст и кратко беседовала о прочитанном. Сборная подготовительная группа реагировала неоднородно. Некоторые зевали в преддверии «тихого часа», порываясь снять сандалии и носки. Некоторые, подпирая щеки руками, блуждали взором, задумчиво останавливая его на потолке.
Но были и те, кто внимательно, не отрываясь, слушали, с искренней заинтересованностью во взгляде. Они смеялись, особенно в тех местах, где речь шла о «крокодиловой дочке», ее золотом зубе и большущем кулаке. Екатерина Валерьевна спрашивала у них, что значит быть буксиром для отстающего ученика, объясняла, почему Иван пишет чернилами, и как нелегко было научиться красиво и чисто писать перьевой ручкой. В конце занятия воспитательница помогла ребятам точно сформулировать, что же стало для Ивана действительно героическим поступком. После этого дети ушли на тихий час, а я спросила у Екатерины Валерьевны:
— Какие книги вы читали ребятам в подготовительной группе на протяжении учебного года?
— Мы прочитали всю серию книг о Незнайке, включая «Незнайку на Луне», «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, отрывки из книг про Муми-троллей, все книги о Карлсоне. Даже я их познакомила с произведением Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона», читала отрывки, не весь текст, но пересказала вкратце, что случилось с героем и чем все окончилось. Необычный был опыт чтения! А вообще литературу стараюсь подбирать в соответствии с темой, которую мы проходим. Если это звери и птицы, то, конечно, читаем Пришвина и Мамина-Сибиряка. Читаем по графику, каждый день, минут двадцать-тридцать перед сном, а если дождливый день, то дольше.
— Сколько самостоятельно читающих детей в подготовительной группе?
— Половина группы уже читает к началу учебного года, в шесть лет. К семи годам читают семьдесят-восемьдесят процентов ребят. Но мало уметь читать, надо полюбить этот процесс. А с этим тяжело. Пока мы им читаем вслух в садике, а родители — дома, то еще сохраняется интерес к чтению. Но как только они подрастают, и если родители перестают читать им, снимая с себя эту обязанность («он уже большой, школьник, может сам!»), то стремление читать пропадает вовсе. Я считаю, что если ребенок даже в двенадцать лет просит почитать ему — читайте! Ведь у многих современных детей есть проблемы речевого развития, у них язык тик-тока и соцсетей. Интернет вообще сейчас самый главный соперник чтения. Постоянно пишу родителям в вайбере в совместном чате: «Уважаемые родители, убирайте гаджеты от детей! Они влияют не только на речевое развитие, но и на психику. Ищите варианты поощрения чем-то другим».
В группе Екатерины Валерьевны тридцать девять человек по списку. Все они каждый день слушают чтение вслух в садике. К школе больше половины из них уже умеют читать, ведь сегодня это практически обязательное требование к будущим первоклассникам, но... Только пять человек читают дома сами, по желанию, или слушают чтение вслух родителей. Они делятся с воспитателем о прочитанном, обсуждают книги, героев. А один мальчик по имени Гриша недавно вызвал неподдельное изумление Екатерины Валерьевны тем, что рассказал о постоянном посещении библиотеки вместе с бабушкой. По словам педагога, это большая редкость сегодня, таких дошкольников единицы.
Пять человек искренне интересуются чтением, один — посетитель библиотеки! Это реальная статистика обычной подготовительной группы современного дошкольного учреждения. Педагоги-воспитатели добросовестно следуют образовательной программе, но что они могут сделать одни?
Основной груз ответственности за формирование юного читателя целиком и полностью лежит все же на родительских плечах. Ведь, как отметил в свое время выдающийся педагог и мыслитель Василий Сухомлинский: «Чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность».
Елена Колесниченко
Проект "Читающая Пермь" реализуется на средства гранта ООГО "Российского фонда культуры" представленного в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".